Поход на Молдовяну, опасный Трансфагараш и удивительная Трансильвания (Румыния)

2018-08-14 13.54.31-02

Давно хотел написать этот пост, так как считаю, что он очень полезный и актуальный в период летних отпусков. Когда мы планировали эту поездку, то хотелось найти в интернете больше информации об этих местах.

Мы с женой всегда очень быстро принимаем решения свершить что-то необычное и захватывающее. Были у нас и восхождения на Говерлу в ноябре со снегом по-колено, и закрученные походы по скалам над морем в Крыму, и «телепортация» в прошлое в Чернобыль. Но в этих всех случаях мы приблизительно знали, чего нам ожидать от этих приключений, в отличии от предстоящей поездки в загадочную Румынию. Путешествий у нас накопилось уже не мало, но места в Румынии оставили самые яркие впечатления и воспоминания.

Наш маршрут начинался на нашем авто из Украины через границу Венгрии, а далее в Румынию. Заехали мы в Румынию со стороны города Сату-Маре, проезжая по пути такие интересные населенные пункты как Залэу, Клуж-Напока и Сибиу. В каждом из этих городов стоило бы задержаться на дольше, так как в каждом есть что посмотреть и куда сходить. Но наш маршрут лежал в сторону Трансфэгэрашского шоссе и были другие планы.

Мы проехали город Сибиу уже поздним вечером, но в ночь на шоссе нам ехать было нельзя, так как движение там в это время закрыто. Запомните, при планировании своего путешествия в эти места важно учитывать, что из-за позднего таяния снега на высокогорном участке Трансфэгэрашского шоссе сквозное движение по дороге между северными и южными склонами Карпат открыто только с 30 июня по 1 ноября, и разрешено движение только в светлое время суток — с 06:00 до 22:00. Поэтому, мы нашли в лесу хорошее местечко и нам пришлось там заночевать до раннего утра.

Кто будет добираться без своего авто, то ходит туристический автобус из Сибиу (http://www.baleabus.ro/en/). Учитывая большое количество туристов в сезон, думаю можно использовать и автостоп.

Трансфэгэрашское шоссе — это горное шоссе в Карпатах, соединяющее румынские области Валахию и Трансильванию, а также проходящее через горный массив Фэгэраш. Длина трассы 90 км, максимальная высота — 2034 метра (это всего на 30 метров ниже нашей Говерлы!!!). Горы по пути раза в полтора выше украинских. Немного исторических данных: трассу из Валахии в Трансильванию решил построить еще в 70-х румынский диктатор Николай Чаушеску. Трансфэгэраш строили тысячи солдат целых четыре года, с 1970 по 1974, не обошлось и без жертв — на строительстве дороги погибло около 40 человек. Трассу планировали использовать в военных целях для переброски войск через Карпаты, но мне хочется верить в версию о том, что Трансфэгэраш построили для развития туристической привлекательности Румынии. В 2009 году на этом шоссе даже тестировали свои спорткары ведущие из «Top Gear», а Джереми Кларксон назвал её лучшей трассой для езды на спортивных машинах. Ещё на этой трассе был снят сюжет для фильма о Джеймсе Бонде. Впечатляет конечно!?

Короче, когда едешь по Трансфэгэрашскому шоссе, то на миг ловишь себя на мысли, что ты в игре «Need for speed», только едешь в real time и у тебя нет права на ошибку:) Крутые были ощущения, и конечно же, незабываемые пейзажи.

Проезжая километр за километром, на пути часто встречаются небольшие привалы (местные рынки), где можно отдохнуть, полакомится румынскими вкусностями и выпить чего-то интересного:) Там же можно купить для похода в горы вяленые свиные уши или мясо (легкий вес, но калорийная еда в дороге). Цены довольно демократичные!

Далее, нашей остановкой стало удивительное ледниковое озеро Балеа. Озеро находится в огромном амфитеатре и его можно наблюдать с разных точек. Посещать его интересно в любое время года — летом открываются потрясающие виды на цветущие живописные горные массивы и зеленые луга, а в самом озере очень чистая горная вода и плавают стаи маленьких рыб. Основное занятие многочисленных туристов из разных стран в этом месте — это погулять вокруг ледникового озера, посмотреть сверху на красивые пейзажи и посидеть в ресторанчике «Cabana» с видом на горы (но учтите, что цены в этом ресторане неоправданно высокие). Но наша задача была другая, с этой точки мы запланировали наш поход на гору Молдовяну. Возле озера есть платная парковка, но можно проехать немного далее за ресторан к горам и оставить авто бесплатно на пару дней.
Собрав наши вещи мы начинаем свой поход от озера Балеа и сразу поднимаемся на гору Лезерул (2418м). За этой горой мы увидели спуск к еще одному красивому озеру Капра. Сразу впечатлила потрясающая живописная природа, величественные горы и упоительный чистейший воздух, от которого в прямом смысле закружилась голова. И здесь нас настигло ощущение, что мы отдаляемся от цивилизации и городской суеты. За этим перевалом мы сразу увидели остатки снега в августе и первую отару горных овец.

Немного о том, куда мы приехали. Южные Карпаты (Трансильванские Альпы) представляют собой крайнюю южную часть горной системы Карпат. Расположены полностью на территории республики Румыния (исторические области Валахия, Мунтения, Олтения, Банат, Трансильвания). Южно-карпатский хребет тянется с запада на восток на протяжении 300 км. Южные Карпаты — это наиболее высокая и наиболее сейсмичная часть Карпатской горной системы. Проходя вершинами хребта Фэгэраш встречается много траверсов по краю гор и пастбищ для овец. Одна часть хребта может быть затянута тучами, а другая — солнечная, этот эффект зависит от ветра и влаги в воздухе. С одной стороны хребет скалистый и очень стремительный, а с другой более пологий и много растительности. Сразу ощущаешь масштаб и высоту горной системы.

Движемся далее вдоль хребта, по дороге начали всё чаще встречаться резкие спуски и подъёмы, что затрудняло наше движение. Скалистые и извилистые дорожки дали понять, что наши кроссовки к такому покрытию были не готовы, хотя в таких были восхождения на Говерлу. Поэтому учитывайте, что в такой поход нужно брать трэковые ботинки, в них будет удобно и безопасно. Фэгэраш — это самый популярный трекинговый маршрут в Европе, по дороге мы встречали много туристов из разных стран (строгих немцев с веревками и растяжками на рюкзаках, румын — которые чуть ли не бегают марафоны в горах, печальных поляков в огромных группах, ну и конечно же украинцев с детьми). На пути периодически встречаются различные памятники (погибшим в дороге, исторические, экскурсионные и др.), что придавало серьезности нашему походу.

Уходя всё дальше от цивилизации нам начали встречаться дикие горные косули, которые ходили по скалам группами до 10 особей и искали свежую траву. Также видели огромные отары овец, которые издали смотрелись как рассыпанный бисер по горам и передать это на фото невозможно. Дикая природа и крутые пейзажи не давали нам ощущать усталость, мы шли почти без остановок.

Первая и самая проблемная остановка у нас получилась на так называемом переходе «3 шага до смерти». Само название уже устрашало, так как в этом месте бывали случаи и стоял памятник!!! Многие туристы в этом месте не могут преодолеть свой страх, поэтому разворачиваются и идут в обратном пути назад. Обойти его никак нельзя, нужно пройти только через него. Это длинный гребень на пути к Молдовяну, который грозит резкими подъёмами и некомфортными спусками. Местами этот гребень увешен цепями и тросами, поэтому преодолевать пришлось применяя навыки альпинизма. Нам здорово в походе помогли обычные палки, с которыми шла жена. С помощью них мы прошли все сложные маршруты и ей было легче идти, опираясь на них. Поэтому советую взять по возможности с собой в поход, можно лыжные.

Пройдя переход «3 шага до смерти» мы уже были довольны собой, так как мы преодолели первую серьезную преграду и прошли уже неплохое расстояние. Кстати, расстояние и время в горах ощущается по-другому. А наш маршрут становился всё сложнее и сложнее. Мы шли по самому пику хребта, а по правую и левую сторону были большие обрывы и огромная высота, плюс добавляли адреналина порывы ветра. Затем нас резко настиг густой туман, а места для ночлега впереди даже не предвиделось. Начиналась паника и эмоции, вокруг была высота и скалистая местность.Туман добавил влаги и холода, мы просто шли по тропинке и прислушивались к голосам где-то далеко впереди. Веселья и положительных эмоций становилось всё меньше и меньше. А заночевать где-то нужно было.

Мы медленно двигались по хребту на высоте где-то 2400 м, но из-за тумана мы не ощущали её. Внизу слышались голоса людей и стало понятно, что где-то там есть привал. Каким-то невероятным образом мы нашли нелегкий спуск, но оказались в долине у озера. Было уже холодно, влажно и темнело, поэтому пришлось быстро собирать палатку на какой-то более-менее ровной поверхности. Выпили немного для согрева перед сном, но не помогло, нормально выспаться на камнях не получилось.

Проснулись мы рано утром под громкий лай собак и крики пастуха. В этой долине недалеко от озера расположилась отара овец, которую утром чабан выгнал на пастбище. В отаре было около сотни овец, 3 осла и несколько собак, даже не знаю как пастух с ними всеми так ловко управляется. Но я смотрел на это зрелище с высоты около часа, эта картина меня заворожила. Да и вообще, утро в горах ни с чем не сравнить, это свежий прохладный воздух и ощущение полной свободы.

Но также это утро принесло нам неприятность, у жены после вчерашнего тяжелого дня почти полностью разорвалась обувь, сменную с собой мы не брали, а зря! Совет: берите с собой дополнительную пару обуви, так как с такой скалистой местностью, влажностью и неровностями всё трещит по швам:) Из подручных средств я сделал с её обувью всё что смог, но мы приняли решение не идти далее в сторону Молдовяну, а взойти на соседнюю гору Vârful Mirci и возвращаться назад к озеру Балеа. Мы были ещё на полпути хода от Молдовяну, но продолжать наш маршрут в такой обуви и с таким малым остатком провианта у нас не было возможности и это было даже опасно. Очень мало в интернете подробной информации от людей о походе именно этим маршрутом, поэтому не получилось все рассчитать до мелочей. Но гора Vârful Mirci (2471м) по высоте отличается где-то чуть меньше чем на 100м от самой высокой точки Молдовяну (2544м). Она открыла нам не менее яркие пейзажи и принесла массу положительных эмоций. При таком сложном маршруте мы считаем это личной победой:) После гор мы выдвинулись на экскурсию в Брашов, а далее в Констанцу к морю. Но это уже другая история.

Вопреки нашим ожиданиям, дорога на Молдовяну оказалась не такой уж и простой. Мы рассчитывали на карпатский вариант: один подъем на хребет, и более-менее спокойная и быстрая дорога к вершине. Но реальность оказалась более жестокой и непредсказуемой. Маршрут от Трансфэгэраша до Молдовяну — это несколько стрёмных подъемов и спусков с вертикальными перепадами по 100-200 метров, к которым нужно быть готовым как физически, так и морально. Весь маршрут туда-назад по моим расчетам должен занять где-то 3 дня в нормальном режиме движения. Поэтому, учитывайте этот факт при планировании похода. На фото ниже карта всего маршрута и я пометил точку куда дошли мы.

Конечно же невозможно в фотографиях передать всю ту величину и мощность гор Румынии, где мы побывали летом 2018 года. Но отдых в горах – это всегда незабываемое время, когда можно насладиться истинной свободой и настоящей красотой гор, а также испытать себя на прочность. Горы учат достигать своих целей, стоя у подножья горы и глядя на ее вершину, нам казалось, что подняться туда нереально, однако интерес и настойчивость помогли нам это сделать. Шаг за шагом мы преодолевали препятствия, а кто-то и свой страх (местами горы были очень опасными), но в итоге мы покорили высоту 2471m. Однако наша конечная цель была самая высокая точка в Румынии с высотой 2544m, но до неё нам не хватило провианта, экипировки и времени.Всё как и в жизни — ставишь перед собой максимальные цели, а получаешь незаменимый опыт. И теперь, я считаю, мы на опыте, поэтому в следующий раз обязательно дойдем до самой высокой точки и будем готовы на все 100%.

Также я заметил, что подъем в горы вдохновляет на новые подвиги, дает уверенности в себе и заряжает новыми эмоциями. В определённые моменты пути ты начинаешь ценить то, что уже имеешь.

P.S. В этом посте я поделился своим experience о походе в горы Румынии, советую и вам попробовать, это занятие будет полезнее, чем просто валяться на пляже!

Также смотрите наше видео с похода на Молдовяну: